Этот храм поражает своей красотой и сегодня. Устремленный в небо, он кажется белоснежным на фоне ярко-синего неба.
К эстетическому удовольствию добавляется чувство уважения при виде таблички с датой возведения церкви: 1528 – 1532 года.
Имя архитектора нам неизвестно доподлинно. По предположениям специалистов, это мог быть Петр Франческо (Францизско) Анибале, итальянский мастер.
Церковь получилась необычная: это был первый на Руси шатровый храм, сделанный из камня. И сегодня высокий белокаменный храм, по форме напоминающий свечу или обелиск, удивит гуляющего по Коломенскому человека. А тогда, в 1532 году, когда и в Москве большинство зданий были деревянными, ослепительно белый храм выглядел как самое настоящее чудо.
Своеобразие и красота церкви ошеломили современников. «Бе же церковь та вельми чудна высотою, красотою и светлостью, яко не бывало прежде сего в Руси», — читаем мы в летописи XVI века.
Несмотря на внушительную высоту (62 м), храм Вознесения имеет очень маленькую площадь. Может, потому, что предназначался он не для большого количества прихожан, а для членов царской семьи и самых близких к ней людей. Когда у великого князя Московского Василия III родился сын Иоанн (будущий царь Иван Грозный), он решил в ознаменование этого события построить храм. А после постройки его освятили в честь Вознесения Господня.
Много удивительных событий связано с многолетней историей существования храма. Одно из них – находка в подклети (нижней части здания) иконы Божией Матери «Державной». Это произошло 2 марта 1917 года - в день отречения от престола Николая II. По словам Митрополита Московского и Коломенского Тихона, в тот день в храм пришла крестьянка Евдокия Андрианова и рассказала священнику, что слышала во сне голос, который говорил о «черной» иконе в храме, которую нужно было сделать «красной», и еще видела, как из подвала вышла величественная женщина. К рассказу женщины отнеслись очень внимательно, показали крестьянке все иконы, которые были в храме и, наконец, вынесли из подвала большую икону, почерневшую от пыли. Икону промыли и увидели на ней изображение «Царицы Небесной, восседающей на Царском Троне, в руках имея скипетр и державу в красной мантии, на голове корона, на коленах Божией Матери - Благословляющий Спаситель». Сейчас эта икона носит название «Державная» .
Церковь Вознесения, непревзойденная по своей изумительной красоте и изяществу форм, стоит в первом ряду выдающихся произведений мировой архитектуры. Знаменитый французский композитор Гектор Берлиоз, побывавший в Коломенском, был потрясен зрелищем храма: «Ничто меня так не поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел, многим я любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но, кроме налепленных украшений, я ничего не нашел. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и долго я стоял, ошеломленный».
«Гармония красоты» и сегодня впечатляет всех, кто приходит к храму. Уникальность церкви доказывается уже тем, что в 1994 году она была включена во Всемирный список исторического и культурного наследия ЮНЕСКО.
Пасха. ру
Оставить комментарий на статьюредакция сайта
Добавить в блог
Вопрос священнику | Обычаи | Богословие | Богослужение | Фотогалереи | Монастыри и храмы | Детская страничка | Иконография праздника | Обратная связь | История | Медиа | Поздравительные открытки | Ссылки
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования