Построена в 1729 г. комиссаром Осипом Названовым, бургомистром Василием Смольяниновым и подьячим Алексеем Герасимовым. Пятиглавая, трехапсидная с шатровой колокольней. Закрыта во второй половине 1920-х гг. В марте 1929 г. снесли церковные главы. 7 ноября в помещении закрытой церкви открыли школу 2-й ступени имени 12-й годовщины революции. Освящена 31 декабря 1999 г. В 2000-2001 гг. восстановлена колокольня
Первое документальное свидетельство о Вознесенской церкви относится к XVI веку; в сотной выписи на Муромский посад 1574 г. в числе городских церквей упоминается и церковь в честь Вознесения Господня.
Более подробные сведения об этой церкви находятся в описи г. Мурома, составленной в 1637 г. Бартеневым. "Да в Вознесенской улице церковь Вознесения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа древяна на клетцы с приделами Варлаама Хутынского чудотворца, другой придел Василия Блаженного московского чудотворца. А в церкви Божией милосердия образ местный Вознесения Господа Иисуса Христа на золоте в киоте, венцы серебреные золочены, да образ Пречистой Богородицы Одигитрии напразелени. А в приделе образ местный Варлаама Хутынского на золоте. Да в другом приделе образ местный Василия Блаженного на золоте. А пред местными образами две свечи поставных с красками. Двери Царские и сень и столбцы на золоте. Да в тябле деисус и девять образов все писаны на празелени. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запрестольный напразелени. Крест воздвизальный обложен серебром басменым позолоченым. Сосуды церковные оловянные.
Другая теплая церковь Вход во Иерусалим древяна ж, на клетцки. А в ней Божией милосердия образ местный Вход во Иерусалим на золоте, да образ Пречистой Богородицы Одигитрии на празелени. Двери Царские и сень и столбцы на празелени. Сосуды церковные древяны. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запрестольный на празелени. Да в церкви книг: Евангелие печатное, евангелисты серебреные басменые; Апостол; две Триоди; два Охтая; Служебник; Минея; Псалтырь все печатные; Минея да Трефолой, да Служебник письменные. Да на колокольнице два колокола. И все церковное строение мирское, приходных людей. А земли под теми церквами и что около церквей кладбища в длину 24 сажени без получети, поперек 22 сажени. Да на церковной же земле двор попа Нефедия, да кельи бобыльские: келья нищей старицы Аниски бродит по миру, келья Илюшки Михайлова с детьми Гришкою да с Данилкой. И всего на церковной земле две кельи бобыльские, кормятся работою своею, люди бродящие. А оброку они платят попу Нефедью на год с кельи по две гривны, итого 13 алтын, 2 денги. А земли под тем двором и под бобыльскими кельями в длину 15 сажен, поперек в узком месте от Большой улицы от Потешкиной земли Чурилова до вымла 14 сажен без трети, а в широком месте поперек 18 сажен".
Что касается прихода при Вознесенской церкви, то об этом имеются сведения в окладных книгах Рязанской епархии за 1776 г., где сказано, что при Вознесенской церкви поп Феодор, в приходе 36 дворов посадских и 1 стрелецкий.
В 1729 г. "тщанием комиссара Осипа Иванова Названова, бургомистра Василия Смольянинова и бывшего подьячего Алексея Герасимова" вместо деревянной Вознесенской церкви был построен каменный храм в тож наименование. В след за этим и вместо другого деревянного Входоиерусалимского храма к каменному был пристроен с южной стороны каменный придел в честь Входа Иисуса Христа в Иерусалим. Но устроенный придел, нужно думать, был холодный, а деревянная теплая церковь пришла уже в ветхость, поэтому в 1771 году устроена была другая теплая деревянная церковь в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
В 1809 г. Входоиерусалимский придел был распространен и с того времени до 1892 г. наружный вид храма остался без изменений. В 1892 г. к этому приделу сделана была пристройка с северной стороны, в котором устроен новый престол.
Таким образом, в настоящее время в храме три престола: главный в честь Вознесения Господня, в приделах теплых в честь Входа Господня во Иерусалим и преподобного Сергия Радонежского.
Архитектура холодного храма сохранилась доселе без изменений. Храм пятиглавый, алтарь с тремя полукруглыми выступами, окна с теремками, вообще так называемого ярославского типа церковных построек, который замечается в большей части Муромских церквей. Колокольня с шатровым верхом построена одновременно с холодной церковью.
Внутренние украшения обновлялись неоднократно и сохранилось только несколько икон старинного письма. Что касается украшений на иконах, то они по большей части весьма ценные: ризы серебряные, украшены драгоценными камнями и жемчугом. Эти украшения приклад позднейшего времени. На иконах Божией Матери "Успение" и "Живоносный источник" подвешены небольшие серебряные кресты с частицами св. мощей. Утварь и ризница церковная также весьма богаты.
В церковном архиве сохраняются: 1) грамота на построение каменного храма, данная Рязанским епископом Гавриилом в 1728 и 1729 гг., 2) грамота на освящение Владимирской деревянной церкви, данная Владимирским епископом Иеронимом в 1771 году.
Причта при церкви по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание причта получается процентов с причтового капитала и дохода от служб и требоисправлений всего на 1500 руб. в год. Церковных домов для причта нет.
Причту принадлежит капитал 3979 рублей, а церкви 1550 рублей. В приходе по клировым ведомостям числится 590 душ мужского пола и 600 женского; все православные и живут в городе.
Оставить комментарий на статью
Вопрос священнику | Обычаи | Богословие | Богослужение | Фотогалереи | Монастыри и храмы | Детская страничка | Иконография праздника | Обратная связь | История | Медиа | Поздравительные открытки | Ссылки
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования