Прежде чем мы приступим к описанию истории построения Вознесенского храма, нужно в первую очередь рассказать о том, почему он назывался Единоверческим. В середине XVII века в Русской Православной Церкви произошёл раскол, вызванный исправлением патриархом Никоном некоторых её обрядов. Это исправление, а также «справа» богослужебных книг были необходимы и проводились в соответствии с теми духовными традициями, которые сохранились с древних времён в других поместных Православных Церквах. В Русской Церкви, в связи с её долгой оторванностью от остального православного мира, переписчиками делалось много ошибок в богослужебных книгах, да и некоторые обряды были искажены. Несмотря на справедливость реформ патриарха Никона, многие не приняли их и отошли от Православной Церкви, образовав старообрядческий раскол. Большинство православных иерархов с горечью смотрели на разделение церковное. Разность в обрядах, по их мнению, не могла препятствовать как старообрядцам, так и православным быть в единстве. Помочь раскольникам вернуться в лоно матери – Церкви было для них первостепенной задачей. Особенно потрудился на этой ниве митрополит Московский Платон (Левшин) (1787 – 1811 гг.), благодаря инициативе которого и появилось единоверие. Для старообрядцев, вернувшихся в подчинение Русской Православной Церкви, но желавших сохранить свои обряды, строились особые храмы, рукополагались из их среды священнослужители, которые служили по старопечатным книгам (дониконовского издания). Этих старообрядцев стали называть единоверцами, так как их и православных скрепляла единая вера, несмотря на незначительную разность в обрядах. Так был найден выход, по которому старообрядцы, не отвергая дорогих их сердцу обрядов, возвращались из мрака раскола и подчинялись местным епархиальным властям.
В Астрахани до 1886 года единоверие не имело большого распространения. Только в этом году к астраханскому епископу Евгению (Шерешилову) обратились с прошением астраханский мещанин единоверец Фёдор Евграфович Пальцев и кизлярский мещанин Чернозубов, принадлежавший к раскольническому поморскому толку, прося преосвящённого вызвать из посада Дубовки Саратовской епархии служившего там единоверческого священника отца Максима Замятина. Владыка Евгений, сильно радевший об укреплении в Астраханской епархии противораскольнической миссии, благосклонно отнёсся к этой просьбе, и 23 июля о. Максим Замятин прибыл в Астрахань. С 24 июля единоверческий священник с благословения владыки Евгения начал служить в Троицком Кремлёвском соборе по старопечатным книгам. Служения эти продолжались целую неделю и сопровождались приобщением к единоверию некоторых раскольников, в том числе и Ипполита Григорьевича Чернозубова, одного из инициаторов приезда о. Максима в Астрахань. Это служение вызвало у местных единоверцев желание создания в Астрахани собственного прихода. В 1890 году, по благословению Астраханского епископа Павла (Вильчинского), единоверческой общине был передан во временное пользование Никольский надвратный храм в Кремле. Он оставался в их пользовании вплоть до построения ими собственного храма. В 1895 году единоверцы обратились в Городскую Думу и к епископу Астраханскому Митрофану (Невскому) с просьбой поддержать идею строительства единоверческого храма в Астрахани. Епископ Митрофан благословил их благое намерение, а Городская Дума выделила для строительства участок земли в центре города, на Кремлёвском спуске, севернее кремля. Выбор места был очень удачен – рядом располагался район так называемой Косы, торгового сосредоточия Астрахани, где жило немало раскольников. 11 мая 1895 года в день праздника Вознесения Господня из Никольской надвратной церкви вышел крестный ход, возглавляемый единоверческим священником Евфимием Фетисовым, и направился к предполагаемому месту строительства. Это место было уже огорожено дощатым забором, по-праздничному расцвечено флагами, а внутри его была устроена крытая палатка для икон и священнослужителей. В этой палатке был отслужен молебен на основание храма по старопечатному тексту, который пели древним знаменным распевом по крюковым нотам.
1 октября 1895 года епископом Архангельским Никанором (Каменским) была совершена закладка единоверческого храма. По окончании торжественного чина владыкою была произнесена проповедь, в завершении которой он сказал, что «ему, пришельцу с далекого севера, особенно радостно было совершить в родственной ему Астрахани закладку храма Божия». Строительство храма шло очень быстро. Многие астраханские купцы, бывшие старообрядцы, принявшие единоверие, жертвовали огромные средства на его строительство. Фактически главными жертвователями стали купцы: Павел Герасимович Склянин, Яков Иванович Аверьянов и Алексей Михайлович Милютин. Храм строился в близком по духу единоверцам древнерусском стиле XVII века. К 1897 году все строительные работы были закончены.
Освящён был храм Астраханским епископом Сергием (Серафимовым) в честь Вознесения Господня. Чин освящёния совершался по старопечатным книгам. В богослужении участвовал и специально приехавший из С.-Петербурга синодальный миссионер протоиерей Ксенофонт Крючков. Особое впечатление на всех присутствовавших произвело хождение епископа Сергия во время освящёния храма со святыми мощами вокруг церкви – посолонь, как принято у старообрядцев, а также помазывание им стен храма большими восьмиконечными крестами. Во время литургии хор архиерейских певчих исполнял все почти песнопения древним знаменным распевом. После окончания службы владыка произнёс проповедь о православии, единоверии и расколе, стараясь донести до астраханцев всю значимость совершающегося на их глазах события, свидетельствующего об объединении двух некогда распавшихся частей Церкви.
ВНЕШНИЙ ВИД ХРАМА Храм построен был в древнерусском стиле, пятиглавый, с богато декорированным каменным фасадом. Очень напоминал он уцелевший Сретенский храм Иоанно-Предтеченского монастыря, освящённый в 1899 году. Видимо, всё говорит о том, что оба храма строились по одному проекту. Только в отличие от монастырского, Вознесенский Единоверческий храм имел несколько дополнительных деталей. Во-первых, это двухъярусная каменная колокольня, которая была не надстроена над храмом, что было в обычае в описываемые времена, а пристроена к нему с запада, что было традиционно для русских храмов XVII века. Колокольня соединялась с храмом небольшой крытой галереей. Построена она была с ним в одном стиле, со многими резными декоративными украшениями, и венчалась невысоким шатровым завершением с маковкой-луковкой наверху. Высота колокольни была чуть ниже боковых храмовых барабанов. Второй отличительной от монастырского храма деталью были две башенки – сени над боковыми входами.
После событий 1923 года, когда обновленцы захватили большую часть приходов Православной Церкви, Вознесенский Единоверческий храм стал окормлять не только своих прихожан, но и прихожан, захваченных обновленцами приходов. Сюда перешли священнослужители и прихожане Успенского собора. Ключарь собора протоиерей Дмитрий Стефановский служил здесь для своих прихожан литургии и читал акафисты. При храме обосновалась и община монахинь закрытого Благовещёнского монастыря, во главе с игуменией Платонидой (Пасмурновой). Монахини в основном пели на клиросе. Вознесенский храм перестал быть только единоверческим, и теперь здесь службы совершались попеременно: то по старому обряду, то по новому, но это нисколько не разобщило единоверцев и православных, сплотившихся перед натиском обновленчества в одну монолитную общину. В 1930 году местные власти отобрали храм и тут же его снесли. Сейчас на месте храма сквер к западу от площади Октябрьской.
Оставить комментарий на статью
Вопрос священнику | Обычаи | Богословие | Богослужение | Фотогалереи | Монастыри и храмы | Детская страничка | Иконография праздника | Обратная связь | История | Медиа | Поздравительные открытки | Ссылки
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования