...Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути (Деян. 1, 9-12).
Вознесение Бога, имеющего человеческую плоть - событие торжественное и одновременно скорбное: Богочеловек покидает учеников и Матерь Свою, оставляя обетование о пришествии Утешителя и заповедуя Своим Вознесением о грозном Втором Пришествии в конце времен.
Самыми ранними из дошедших до нас изображений считается сцена Вознесения на дверях церкви Сабины в Риме (V век) и миниатюры раннехристианских Евангелий, в частности сирийского Евангелия Рабулы (587 год).
На рельефе двери римской церкви, в верхней ее части изображен Спаситель со свитком в левой руке. Фигура Христа окружена лавровым венком, по сторонам которого помещены символы евангелистов - орел, лев, ангел, телец. В нижней части двери - три фигуры: Божия Матерь в центре и слева и справа от Нее две мужские фигуры, олицетворяющие собой учеников Спасителя.
В миниатюре Евангелии Рабулы, которое, как мы уже упомянули, относится к VI веку, можно увидеть уже сложившаяся иконографию праздника, которая с течением времени не претерпевает больше каких-либо значительных изменений.
Композиция иконы делится на две смысловые части.
В верхней изображен Спаситель в виде Господа Вседержителя, по-гречески - Пантократора.
Вокруг фигуры возносящегося Господа - круглая, как правило, мандорла, которую поддерживают слева и справа двое или несколько ангелов.
В миниатюре Евангелия Рабулы еще сохранен тетраморф - символы евангелистов, но в более поздней традиционной иконографии праздника их уже нет.
Мандорлу Спасителя поддерживают, как правило, два ангела. Однако на некоторых иконах их число может быть большим. Например, на новгородской иконе, датируемой 1542 годом, изображены шесть ангелов: двое поддерживают круг славы, четверо трубят в трубы. Изображения трубящих ангелов также характерны и для раннеитальянских мозаик и фресок на сюжет «Вознесения».
Ангелы расположены симметрично - по трое слева и справа. Вокруг их голов - нимбы. Изображение крестчатого нимба, то есть нимба с вписанным крестом обязательно имеется и вокруг головы Спасителя.
Восседающий на невидимом престоле Спаситель облачен в традиционные для Его иконографии одежды - хитон и гиматий. Но на иконе праздника они, как правило, не синего и красного цветов, а золотисто-желтого. Правой рукой Спаситель благословляет всех остающихся на земле, в левой - свиток, обычно в свернутом виде.
В нижней части иконы - гора, на вершине которой изображен отпечаток стоп Спасителя. Горы в иконографии показывают место, где происходит изображаемое событие, но также они символизируют и ступени духовного восхождения. На фоне горок изображена Богородица в позе Оранты - с воздетыми в молении руками.
И хотя в тексте Деяний нет прямого упоминания на присутствие Божией Матери в момент Вознесения, уже с самого раннего времени Она изображается на иконах праздника. Почему? Потому, что Богородица являет Собой самое совершенное из рожденных на земле и от земных родителей человеческое существо. И конечно, потому, что икона, являющая возносящегося Спасителя мира, не мыслима без Той, от Которой Сам Бог Слово воспринял человеческую плоть.
По сторонам от Нее помещены два ангела в белых одеждах, указывающие на возносящегося Христа апостолам. Сами же апостолы разделены на две симметричные группы по шесть человек.
Характерная деталь: на большинстве икон апостолы не имеют нимбов, нимбы есть только у Спасителя, Ангелов в верхней части иконы, Божией Матери и двух Ангелов в нижней части - «мужей в белых одеждах», как описаны они в книге Деяний.
Однако на иконах более позднего времени, как и на упоминавшейся нами новгородской иконе 1542 года, нимбы имеются и у всех апостолов.
Отсутствие нимбов у апостолов на иконе «Вознесение» все же наиболее оправдано в богословском смысле - это свидетельство того, что на учеников Христовых еще не снизошла благодать Духа Святого - Утешителя, Который по обетованию Спасителя явился в день Пятидесятницы.
С. Алексеев. Вознесение // Зримая истина. Книга о православной иконе для семьи и школы.
СПб.: Ладан, Троицкая школа, 2006 г.
Вопрос священнику | Обычаи | Богословие | Богослужение | Фотогалереи | Монастыри и храмы | Детская страничка | Иконография праздника | Обратная связь | История | Медиа | Поздравительные открытки | Ссылки
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования