На исторической Красной площади Ельца стоит громада. Вознесенского собора - главного здания города, центра его архитектурной композиции. Выдающийся памятник зодчества прошлого века построен в 1845 - 1889 годах по проекту архитектора Константина Андреевича Тона (1794 - 1881). Имя этого великого зодчего много лет шельмовалось официальной пропагандой.
19 августа 2000 года в Москве был освящен воссозданный храм Христа Спасителя. Россия вновь обрела свою святыню - крупнейший православный собор. Он был варварски взорван в 1930 году.
Храм Христа Спасителя был задуман и построен в прошлом веке как памятник героям Отечественной войны 1812 года. Здание совмещало функции храма и музея, для которого предусматривались галереи по периметру собора. На стенах храма были установлены мраморные плиты с датами сражений, именами погибших, раненых, награжденных. Здесь хранились трофейные знамена и ключи от покоренных городов. Этот акт вандализма, совершенный по политическим мотивам, требовал версии, "объективно" оправдывающей уничтожение великолепного памятника архитектуры. И такая версия была придумана. Она и бросила тень на имя Константина Андреевича Тона.
В чем только не обвиняли в прошедшие десятилетия зодчего храма Христа Спасителя, выдающегося храмостроителя прошлого века, создателя русско-византийского стиля в архитектуре! И в эклектике, и в благоволении царя, и в псевдорусском стиле, и в "официальной народности". И лишь в самое последнее время делаются попытки восстановить доброе имя крупнейшего российского архитектора, определившего своим творчеством решительный поворот в развитии русской архитектуры, её радикальный переход к принципиально новому направлению. Путь человека к своему создателю Богу, лежит через храм. Храм является средоточием всех духовных ценностей человека. Двадцать второго августа 1845 года торжественный звон-благовест всех семнадцати елецких церквей возвестил о закладке крупнейшего храма Ельца - Вознесенского собора. Вознесенский собор младший брат храма Христа Спасителя, только что восстановленного в Москве. Оба возведены по проекту великого храмостроителю в России Константина Андреевича Тона. Огромное здание, на постройку которого только кирпича по смете архитектора требовалось более 10 миллионов штук, предполагалось построить за 6 - 7 лет. Но прошло ровно 44 года с момента торжественного богослужения в честь основания храма до торжества по поводу его освящения, состоявшегося 22, 24, 26 августа 1889 года. Но и за долгих 44 года собор так и не был окончательно достроен. Не были выполнены предусмотренные проектом ажурные крыльца над северным и южным входами, храм остался без мощной колокольни, которая должна была взметнуться на 10 аршин (7 метров) выше креста главного купола, не полностью была закончена роспись стен.
Идея строительства нового большого собора зародилась у ельчан давно. С 1815 года начался сбор пожертвований, учет которых велся по традиции в специальной "снуровой" (прошнурованной) книге. Это была подлинно народная стройка. "Доброхотные" пожертвования собирались более 75 лет и не только в Ельце; но и в Петербурге, Москве, на знаменитой в России Нижегородской ярмарке.
Первый проект елецкого огромного собора в классическом стиле был разработан в 1824 году харьковским архитектором Даниловым. Но он был отклонен, и ельчане обратились к самому великому Тону. Проект в византийском стиле понравился ельчанам. Размеры утвержденного здания значительно превосходили предложения Данилова. К. А. Тон предусмотрел общую длину здания в 132 аршина, в том числе трапезной и храма соответственно 38 и 48 аршин (94, 27 и 34 метра). Высота храма с крестом - 105 аршин (74 метра) - более чем в полтора раза превосходило отвергнутый ранее проект харьковского архитектора. Торжественное же богослужение по случаю закладки собора было проведено 22 августа, в день коронации царствовавшего тогда Николая Первого. Так началось строительство храма.
Проект внутреннего убранства собора разработал известный московский архитектор Александр Степанович Каминский (1829 - 1897). На облике Ельца последней четверти Х1Х века ярко отразилась активная творческая жизнь Александра Степановича Каминского, помогавший К.А. Тону строить храм Христа Спасителя в Москве и Вознесенский собор в Ельце. Ученик К.А. Тона Каминский был главным строителем Елецкого собора. Большее влияние на облик Ельца он оказывал во время строительства по его проекту церкви во имя Елецкой Божией Матери. Его архитектурный почерк чувствуется во многих елецких постройках этого периода: табачная фабрика Заусайлова, Царская часовня (1883 г.), новая ограда Знаменского монастыря (1879 г.) и ряда других крупных построек. Вознесенский собор является огромной художественной экспозицией, только в хромовой части насчитывается более 220 стенных росписей, живописных полотен, иконописных работ, большинство из которых принадлежит кисти выдающихся русских художников-передвижников А. И. Корзухина и К. В. Лебедева. Верхний купол, паруса настенные росписи над иконостасом верхний ряд икон в самом иконостасе и центральный образ - "Распятие Христа" принадлежат кисти академика живописи Алексея Ивановича Корзухина (1835 - 1894). Признанный корифей бытового жанра, отличный портретист, незаурядный рисовальщик и гравер, обладавщий даром острой наблюдательности - таким запомнился современникам Алексей Иванович Корзухин. Его кисти принадлежит знаменитая роспись в нашем соборе - Божия Матерь Елецкая. Заступница Руси, Богородица изображена с поднятыми руками. Она с небесным воинством преграждает путь на Русь полчищам кровавого Тамерлана. Остальные настенные росписи и иконы иконостаса выполнены учеником Корзухина, тоже академиком живописи Клавдием Васильевичем Лебедевым (1852 - 1916). За шесть дет работы над иконами и живописью Вознесенского собора в Ельце молодой Клавдий Васильевич стал зрелым мастером. Он заполнил два нижних яруса центрального, написал иконы для левого и правого иконостасов, расписал стены и столбы храмовой части собора. Тридцать пять тысяч рублей, полученные художником за свой труд, обеспечили материальную независимость живописца. Богатое творческое наследие академика Клавдия Васильевича Лебедева является национальным достоянием русского народа. Оно высоко оценено общественностью и искусствоведческой наукой. Художественные произведения внутреннего убранства Вознесенского собора в Ельце, выполненные кистью знаменитого художника, - неотъемлемая часть этого наследия, еще не в полной мере изученная и по достоинству оцененная.