( http://voznesenie.paskha.ru/Bogoslovie/Propovedi/Arhimandrit_Rafail_(Karelin)/ )
Главная
Богословие
Проповеди
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Вознесение Господне

Родился архимандрит Рафаил в 1931 г. в Тбилиси. Отец - инженер, мать учительница. В 1954 году получил монашеский постриг и в том же году рукоположен в иеромонаха. С 1975 года преподавал в Мцхетской Духовной Семинарии славянский язык, а затем в Тбилисской Духовной Академии в разное время славянский язык, историю религии, Богословие и аскетику. Ныне место его службы - храм св. Александра Невского в Тбилиси. Заниматься литературной деятельностью начал с 1988 года. Книги архимандрита Рафаила (Карелина) стали незаурядным явлением в современной православной литературе. В них разрешаются недоумения, с которыми человек сталкивается вне церкви и в самой церкви, исследуются пути, ведущие к Богу или уводящие от него, ставится диагноз современному миру и человеку и даются способы врачевания духовных недугов. Его книги "В аду на земле", "В поисках истины", "Векторы духовности", "Падение гордых", "Тайна спасения" и другие в наше время осатанелого соблазна учат искусству жить, которое заключается в умении умирать для греха.

Вознесение Господне относится к числу "двунадесятых", то есть самых великих праздников Православной Церкви. Христианские праздники похожи на кольца золотой цепи, неразрывно связанные друг с другом. Через сорок дней после Пасхи наступил праздник Вознесения. Через десять дней после Вознесения - праздник Троицы.

Прежде чем говорить о Вознесении, следует остановиться на вопросе о значении и смысле библейской и храмовой символики, о связи Священной Истории с храмовой литургикой. Участвовать в религиозном празднике - это не только вспоминать события Свящ. Истории, но мистически включаться и них, духовно переживать их.

Через храмовую службу, ее образы и ритуалы, ее символические обряды человек становится реальным участником происходивших и истории мира и повторяющихся в ритмах церковного календаря событий. Вознесение Господне - это сияющее ослепительным светом завершение земной жизни Христа Спасителя. Вознесение - это венец христианских праздников. Это зримая форма возвращения Сына Божия к Своему предвечному бытию. Это раскрытие перед человеком бесконечных далей духовного совершенства.

В своей земной жизни Христос подчинил себя времени и истории, и вместе с тем он стоит над временем и историей, поскольку Он - их Творец и Владыка. Для христианина жизнь Христа из Назарета не прошлое как прошедшее, а актуальное настоящее и безконечное будущее. Христианский праздник - это соприкосновение вечного и временного, земного и небесного, это откровение духовного эона на земле в сакральном пространстве храма.

Вознесение Христа имеет онтологическое, нравственное, духовное и эсхатологическое значение. В Евангелии от Марка дана величественная картина Вознесения Иисуса Христа. Но мало иметь и читать Евангелие. Надо еще знать его особый язык, символику и другие средства изображения. Это вовсе не значит, что Евангельская символика превращает события в отвлеченную аллегорию. Нет, Евангелие - истина, но она многогранна и многопланова. В земном - присутствует небесное, в историческом - вечное. Символ не подменяет, а углубляет смысл и открывает сакральный план событий.

Евангелие - это откровение Божественного ума через человеческое слово. Откровение о духовном мире, о вечной жизни, о союзе человеческой души с Божеством, о высшей реалии бытия, находящейся за пределами феноменологии, о том, что не может быть предметом сенсорного восприятия или логического анализа. Оно воспринимается душой только через мистическую включенность, через интуитивное проникновение в мир духовных сущностей, в мир Божественных энергий, в мир сверхлогических категорий. Поэтому Священное Писание употребляет символ, который должен возводить ум от знакомого и привычного к неизвестному и таинственному, от видимого к невидимому. Библейский символ является духовным звеном между интеллектуальной возможностью человека и бездной Божественного гносиса. Когда мы берем в руки Библию, то становимся перед великой тайной. Соприкоснуться с этой тайной можно только через благоговение к ней.

Сорок дней прошло от Пасхи до Вознесения. Сорок дней Господь пребывал со Своими учениками, уча их Тайнам Небесного Царства. До Воскресения Христа эти тайны были бы для них непонятны и недоступны. Число сорок символизирует время духовного испытания и земную жизнь. Сорок лет вел Моисей народ по пустыне в обетованную землю. Сорок дней постился Иисус Христос перед Евангелической проповедью. Сорок дней после Своего Воскресения Он пребывал на земле, являясь своим ученикам и апостолам, приготовляя их к принятию Божественной благодати и будущей проповеди Евангелия.

Апостольскую проповедь можно представить в виде трех концентрических кругов, трех этапов со все больше нарастающим напряжением:
1. Проповедь апостолов, обращенная к своим соплеменникам, во время земной жизни Христа Спасителя.
2. После Воскресения Христа до Его Вознесения - миссионерство во всей Палестине, что требовало больше духовной подготовки и самоотверженности.
3. Всемирная проповедь апостолов после нисхождения Духа Святого, проповедь, которую почти все они окончили мученической смертью.

На сороковой день по Воскресении Господь, окруженный учениками, вышел из Иерусалима и направился к Елеонской горе. В прощальной беседе он говорил о чудодейственной силе, которую дает человеку вера. Некоторые недоумевают, почему теперь явственно не происходят те дивные знамения веры, о которых говорил Христос.

Существуют разные степени веры:
1. Вера, допускающая возможность и вероятность. Это вера рационалистов с подавленным и заглушенным религиозным чувством. Она похожа на мерцающий блеск звезд, которые не делают ночь светлой.
2. Другая степень веры - это убеждение человека, но не согретое любовью сердца. Она похожа на холодный и мертвый свет луны.
3. Наконец, та вера, которая включает в себя и соединяет воедино ум, чувство и волю человека, которая становится главной потребностью души, целью и содержанием его жизни, непрестанным горением его сердца. Такая вера подобна свету солнца, лучи которого несут тепло и жизнь. Такая вера - подвиг души, такая вера чудодейственна и победоносна.

Евангелие повествует о Вознесении Христа на небо. Небо в Священном Писании употребляется в трех значениях:
1. Атмосфера вокруг земли - то, что воспринимается нами как огромный голубой океан, в котором плывет, как корабль, наша земля.
2. Космическое пространство. Это вид необъятного звездного неба, который вызывал вдохновение и трепет не только у поэтов, но и у философов и великих ученых. "Две вещи приводят меня в изумление -звездное небо надо мною и нравственный закон во мне", - писал Кант. Когда Гагарина, возвратившегося из космического полета, спросили, видел ли он в небе Бога, тот ответил "нет". Такой ответ привел в восторг антирелигиозных примитивистов. Гагарин не понял, а скорее не хотел понять, что космический полет был продвижением в физическом пространстве, в "царстве вещества", а к духовному миру отношения не имел.
3. Внематериальная духовная сфера, которая не мыслится в физических категориях, измерениях. Она представляет собой уже другой план бытия. Однако эта сфера - не антимир, не антиматерия, которые гипотетически допускаются наукой, а зон вечности. В системе сакральных библейских знаков и образов видимое небо может только служить символом духовных небес. Таким оно явилось в событии Вознесения - событии, исторически реальном и мистическом.

Вознесение Христа Спасителя имеет онтологическое значение. Сын Божий воспринял человеческую природу, которая в Вознесении вошла в Божественную славу. Вознесение имеет эсхатологический смысл. Оно явилось завершением земной жизни Христа, а Второе Пришествие будет завершением цикла земного бытия человечества. Вознесение имеет для нас нравственное значение. Мы должны помнить, что принадлежим не только земле, но и небу, не только времени, но и вечности, не только материи, но и духу. И, живя на земле, стараться мыслями и сердцем подниматься над всем низменным, грубочувственным и греховным. Повествуя о Вознесении Христа, евангелист Марк вводил образ-символ: Иисус Христос сел по правую сторону Бога-Отца.

Бог вневременен и внепространственен. Что значит это иносказание, эта антропоморфическая метафора? Когда император избирал себе соправителя, или его сын-наследник достигал совершеннолетия, то совершался особый ритуал: интронизация. Во дворцовом зале ставили рядом два трона. На одном сидел император. К другому подводили соправителя, и он садился по правую руку от императора. Это означало их одинаковое достоинство и единую власть. Этот образ - символ еще более подчеркивает аксиологическое значение Вознесения. В лице Богочеловека Христа Спасителя все человечество получило возможность безконечного духовного восхождения.

Иисус Христос вознесся с простертыми в благословении руками. Апостолы и ученики, стоящие у Елеонской горы, представляли собой первую христианскую церковь. Этот образ, полный любви и надежды, - знак и обетование того, что благословение Божие всегда пребывает в церкви и будет хранить ее во веки.

Из книги: Архимандрит Рафаил Карелин. Великие христианские праздники. Новый город. СПб. 1997.

© «Пасха.ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пасха.ru» обязательна.

Яндекс.Метрика